VOLK

Гидроудар...

25 сообщений в этой теме

Итак, случилась со мной эта страшная беда, никому не рекомендую с этим сталкиваться, будте предельно аккуратны на наших низких бричках в ливни и при проезде относительно глубоких луж и ниш. Последствия от этой напасти - страшные ( доходит до пробитых блоков ), потому как вода, попадающая в камеру сгорания убивает быстро металлические детали двигателя. 

 На днях, попав в большую лужу ( мягко говоря ), после неё машина заглохла ( хорошо что не в ней ) - затормозил ниву, которая проезжала мимо, чтоб оттащить меня, дабы не мешаться на дороге, начал разбирать машину и сушить двигатель. Фильтр воздушный был насквозь мокрый, что первый признак лезть поглубже в мотор, во всех 4-х цилиндрах была вода, в общем просушившись, добрался до гаража.

 На днях с моим другом Максом (818 fox) вынули и разобрали двигатель - визуальный вердикт - 2-ой шатун в опёнок, пока ещё не отдавали мерять все детали двигателя, в общем такие дела...

 Узнал цену родного шатуна на z20leh - 16000р и ждать 2 недели, проще поставить Н-образных комплект, жду  мыслей знатоков , может кто чего дельного подскажет, и что-то ещё посоветует.

 

 

 

Снятый двигатель (снимали и вынимали с Максом) post-2298-0-83033300-1367070709_thumb.jp

Общий вид - 2-ой поршень ниже 3-го  - 100% погнутый шатун!post-2298-0-84158500-1367070804_thumb.jp

Вид ближе post-2298-0-82233000-1367070824_thumb.jppost-2298-0-82233000-1367070824_thumb.jp

Второй в опёнок post-2298-0-40749000-1367070877_thumb.jp

Опёнок вид ближе...post-2298-0-15573800-1367070920_thumb.jp

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жек, сочувствую. Звони Сурту, у него в закромах должны быть ништяки.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Более подробно по теме...

 

Машина заехала в лужу, мотор хлебнул водички, "схватил клина" и заглох — гидроудар и гнутые шатуны налицо. Гораздо хуже, когда попадание воды в двигатель проходит незамеченным. Но это событие никогда не остается без последствий. Внезапно проявляясь, оно становится полной неожиданностью для автовладельца и загадкой для многих сервисменов и экспертов. Между тем, технически грамотные специалисты легко ее разгадают.


Постоянные читатели журнала припомнят, что к теме гидроудара мы обращаемся не в первый раз. Причина проста: с течением времени она, к сожалению, не утрачивает актуальности. Автопарк быстро молодеет, качество сервиса понемногу улучшается и количество моторов, попадающих в ремонт по причине естественной смерти или неграмотного обслуживания, заметно сокращается. Но стоит лишь случиться очередному природному катаклизму, сопровождающемуся обильными осадками, как тут же появляются жертвы гидроудара. Они вылезают снова и снова, как грибы после дождя. В эту беду попадают любые автомобили: импортные и отечественные, бензиновые и дизельные, старые или не очень. Перефразируя великого поэта, справедливо сказать, что "гидроудару все возрасты покорны". Покорны ему и совсем новые, гарантийные машины, оснащенные современными, высокотехнологичными моторами. В таких случаях особенно остро встают вопросы: "кто виноват?", "гарантийный случай или нет?", "как ремонтировать и можно ли это делать?". Да и вообще, как распознать, что в моторе случился гидроудар?

Что такое хорошо…

Допустим, машина въехала в лужу, утонула, мотор захлебнулся и заглох. Выход один — вызывать эвакуатор и везти обездвиженный автомобиль в автосервис. Казалось бы, чего тут хорошего. Действительно, хорошего мало, и все же такой сценарий вовсе не самый плохой. "Одномоментность" происшествия позволяет с большой вероятностью предположить, что произошел гидроудар, и уже заранее представить возможные последствия. Проверить догадку несложно: достаточно заглянуть в воздушный фильтр — он наверняка будет полон воды. Естественно, вода будет в одном или нескольких цилиндрах, причем, она может оставаться в них несколько дней и даже недель.

Как правило, в таком случае вскрытие мотора не выявляет повреждений, "не совместимых с жизнью". Ведь глубокие лужи обычно никто не форсирует на высокой скорости и в режиме предельной мощности. Обычно обнаруживается один или несколько погнутых шатунов. В общем случае такая авария надежно лечится заменой шатунно-поршневой группы (ШПГ) в сборе. Почему рекомендуется заменить ШПГ целиком? Во-первых, как будет пояснено ниже, если шатун в той или иной степени деформировался, то и геометрия поршня однозначно нарушена. Во-вторых, определить отсутствие повреждений шатуна "на глаз" невозможно, а специальных приспособлений для контроля его геометрии в России не найти днем с огнем. Оставлять шатун "на удачу" очень опасно — в этом мы убедимся далее.

Из этого общего случая есть исключения. Если машина старенькая, ее остаточная стоимость невысока, да и жить ей осталось недолго, возможны менее затратные, но и более рискованные варианты вроде частичной замены ШПГ с использованием деталей с разборки. Другое дело, когда машина сравнительно новая. Если владельцу не удастся доказать, что гидроудар произошел в результате цунами, этот случай, скорее всего, не признают страховым, а квалифицируют как неграмотную эксплуатацию. Мол, не зная броду, не суйтесь в воду! Оплачивать ремонт двигателя придется автовладельцу. Наиболее правильным решением в этом случае будет замена "шорт-блока", то есть блока цилиндров в сборе с "внутренностями".

Почему не замена ШПГ, что более экономно? Новый автомобиль — это, как правило, современный, технологически сложный двигатель: алюминиевый блок, коренные крышки в виде единой постели, в ее разъеме зачастую проходят каналы, требующие герметизации и т.д. Поэтому замена ШПГ и проверка коленвала, связанная с его снятием-установкой, не только трудоемки, но и требуют высокой квалификации персонала. Не на всех дилерских станциях есть специалисты по сложному агрегатному ремонту — у дилеров специфика работы иная. Поэтому разумнее заплатить больше денег, но быть уверенным в надежности отремонтированного мотора. Если мотор 4-цилиндровый, то "шорт-блок" не будет чрезмерно дорог, и экономить однозначно не стоит. Для V-образников, напротив, "шорт-блок" может оказаться непомерно дорог — но опять-таки возможны варианты.

В любом случае "гидронокаут", немедленно вызвавший заклинивание мотора, однозначно диагностируется, а его последствия достаточно просто устраняются.

...и что такое плохо

Гидроудар гидроудару — рознь. Его сила и, соответственно, степень повреждения деталей двигателя, зависят от соотношения объема камеры сгорания и количества попавшей в цилиндр воды. Когда воды немного (она занимает лишь часть камеры сгорания или чуть больше нее), гидроудар не приводит к нокауту двигателя, но по-любому мотор получает увесистый "прямой в голову". Зачастую это событие происходит незаметно для автовладельца, но не без последствий для двигателя.

И вот, когда прошедшее ненастье давным-давно забыто, в погожий день человек неспешно едет на дачу и вдруг… бах-трах-тарарах — машина встает! Владелец в изумлении: ехал себе спокойно, никого не трогал! Везет машину в сервис, мотор вскрывают и обнаруживают полный "сталинград": оборванный шатун, покореженный, застрявший в камере сгорания поршень, разбитый "в хлам" цилиндр, пробитый блок. Если автомобиль куплен недавно и находится на гарантийном обслуживании, ситуация обостряется до предела. Обе стороны назревающего конфликта задаются неприятным вопросом: "кто за это заплатит?". Хозяин машины в силу естественной неосведомленности начинает подозревать, что ему продали "неправильный" автомобиль или неправильно его обслуживали. Работники сервиса недоумевают не меньше владельца. Им так же важно установить причину произошедшего, но практика показывает, что немногие сервисмены способны достоверно распознать, что причиной аварии стал именно "гидроудар", полученный двигателем в прошлом. И уж тем более они не могут убедительно доказать это клиенту.

По требованию автовладельца назначается экспертиза, но и она нередко оказывается беспомощной объяснить, что же на самом деле произошло. Как показала практика, большая часть экспертов, смело берущихся за исследования причин поломки двигателей, даже не знает, каковы признаки гидроудара, и не может вразумительно объяснить, как двигатель мог отказать в сухую погоду в спокойной поездке по шоссе. Есть и такие "эксперты", которые из корыстных побуждений намеренно искажают истину: сваливают все на заводской дефект или наоборот, усматривают последствия гидроудара там, где им и не пахнет — в зависимости от того, кто "заказал музыку" — автовладелец или автоцентр. Так или иначе, следующий за нерешенными спорами судебный процесс запутывается, и "Фемида", как ей и положено, через год-полтора принимает решение с завязанными глазами, руководствуясь одной ей понятными мотивами. Понятно, что решение оказывается справедливым далеко не всегда.

И такое происходит сплошь и рядом. Чтобы пресечь сие зло раз и навсегда, нужно совсем немного — просто научиться за обломками шатунов и поршней безошибочно распознавать гидроудар. Сделать это не сложно — гидроудар легко "читается", его признаки практически невозможно спутать с чем-то иным. Нужно лишь ясно представлять, какими явлениями и процессами он сопровождается.

Картина гидроудара

Когда при движении вверх поршень упирается в водяную "стену", на шатун начинает действовать гигантское усилие сжатия. Его источник — не мощность, развиваемая двигателем, а инерция движущегося автомобиля, которая через колеса и трансмиссию проворачивает коленвал, преодолевая мощное сопротивление поршня, упертого в воду на такте сжатия. Под действием силы сжатия шатун теряет устойчивость и изгибается, чтобы пройти ВМТ. В момент деформации в соединении поршня с шатуном возникает колоссальное усилие, сила трения в парах шатун/палец и палец/поршень резко увеличивается и всячески препятствует поршню повернуться на пальце при движении шатуна. При этом поршень стремиться повернуться в цилиндре вместе с шатуном, и на одну сторону юбки поршня будет приложена чрезвычайно высокая нагрузка, деформирующая юбку. Внешне поршень может выглядеть идеально, но стоит лишь взять в руки микрометр, как нарушение геометрии станет очевидным.

Дальнейшее развитие событий зависит от величины деформации шатуна (в основном, от того, сколько воды было в цилиндре). Он может согнуться так сильно, что упрется в нижний край стенки цилиндра и мотор заклинит. Двигатель может "дать клина" и по другой причине. Сгибаясь, шатун укорачивается, и если он стал короче примерно на 3 мм и более, поршень в НМТ "сядет" на противовесы коленвала. При встрече со "щеками" на следующем полуобороте коленвала поршень повредится частично или развалится полностью.

Но если водички было немного, деформация шатуна будет небольшой, воду "выплюнет" через систему выпуска на следующем обороте, и машина помчится дальше… Такое незначительное повреждение ШПГ — самое хитрое следствие гидроудара. Оно может дать о себе знать слабым, едва заметным стуком, который возникает из-за нарушения параллельности осей отверстий в нижней и верхней головках шатуна. Иногда стука может и не быть вовсе. Укорачивание шатуна приводит к изменению положения поршня в ВМТ и, как следствие, к снижению степени сжатия в цилиндре. Небольшое падение степени сжатия в одном или двух "горшках" бензинового мотора не оказывает заметного влияния на его работу. Такие изменения можно зарегистрировать только методами аппаратной диагностики. Поскольку никаких явных признаков повреждения может и не быть, владелец автомобиля не будет ведать о том, что мотор в опасности.

В дальнейшем события развиваются так. На шатун всегда действуют циклические осевые нагрузки растяжения/сжатия. Когда шатун погнут, осевые нагрузки приводят к возникновению в его теле дополнительных знакопеременных изгибающих напряжений. Это нерасчетный режим работы, который вызывает усталостное разрушение шатуна. Чтобы произошло усталостное разрушение, требуется немалое время, которое может измеряться несколькими сотнями или тысячами (обычно до 5000-7000) километров пробега. Некоторые "знатоки" для обозначения описанного явления используют термин "отложенный гидроудар", что, согласитесь, абсолютно неверно и свидетельствует больше о непонимании процесса авторами термина, чем о реальной картине происходящего. Ведь гидроудар происходит безотлагательно, откладываются лишь его последствия.

Кстати, для дизельных двигателей такой сценарий нехарактерен. Из-за меньшего объема камеры сгорания и отсутствия в большинстве моторов дросселирования воздуха дизели "держат гидроудар" гораздо хуже бензиновых двигателей. Образно говоря, дизель если уж хлебнет, так, скорее всего, "по полной" и сразу — в нокаут. Последствия гидроудара обычно проявляются немедленно, и как проявляются: могучие шатуны нередко гнет и ломает так, что диву даешься!

Семь признаков

Как же определить через тысячи километров пробега, действительно ли гидроудар был причиной разрушения шатуна? Для этого не надо иметь семь пядей во лбу, достаточно знать только семь главных признаков гидроудара.

Признак первый. Если двигатель в результате гидроудара не заглох, а проработал довольно долго, то воды в нем не будет совсем. И нигде. И искать ее бесполезно — она давно испарилась (хотя некоторые "эксперты" умудряются ее найти — видимо, действуя по принципу "кто ищет, тот всегда найдет"). Но есть одно место, где можно обнаружить явные следы воды — воздушный фильтр. Если фильтр бумажный, попадание воды и последующее ее испарение вызовет характерную деформацию и коробление гофр. Если такое удалось найти, практически можно исследование закончить и объявить причину поломки найденной. К сожалению, многие современные моторы комплектуются фильтрами из синтетики, которая на воду никак не реагирует. Тогда следов воды не будет нигде, и придется искать другие верные признаки гидроудара.

Признак второй. В цилиндре над местом, где верхнее кольцо останавливается в ВМТ (верхняя мертвая точка поршня), всегда есть нагар. Поскольку деформированный шатун укорачивается, поршень в положении ВМТ опускается ниже своего прежнего нормального положения. При смещении поршня ширина кромки нагара ступенчато увеличивается, что хорошо заметно и невооруженным глазом, а величину расширения кромки нагара можно замерить обычной линейкой. Даже после обрыва деформированного шатуна ширина кромки нагара легко укажет, что пока шатун был "жив", его длина была меньше положенной.

Признак третий. При гидроударе нередко вода попадает не в один, а несколько цилиндров. В соответствии с этим повреждения могут получить несколько шатунов, из которых сломается первым самый гнутый. Тогда остальные легко проверить "на глаз" — если шатун испытал гидроудар, его стержень после потери устойчивости будет иметь вид характерной "змейки" в плоскости качания.

Признак четвертый. Когда гнется шатун, оси его отверстий теряют строгую параллельность. Перекос осей, обычно измеряемый сотыми долями миллиметра, после гидроудара настолько велик, что нередко виден даже "на глаз". Очевидно, тогда поршень начинает работать в цилиндре с перекосом. Это классический случай, признаки которого хорошо известны. У поршня на юбке будет заметно пятно контакта характерной диагональной формы. Также на поршне появится дополнительное контактное пятно, расположенное выше поршневого пальца, в то время как противоположная зона огневого пояса, наоборот, будет покрыта большим слоем нагара.

Признак пятый. На цилиндре, в котором работал деформированный шатун, будут ответные поршню следы: в верхней части цилиндра в месте касания поршня поясок нагара будет стерт, его кромка будет неровной, возможно, с рисками от нештатного касания поршня. Иногда ниже на цилиндре появляются также характерные блестящие следы.

Признак шестой. После деформации шатуна вкладыши также начнут работать с перекосом. На них появятся следы "диагонального" износа — блестящие полоски по краям.

Признак седьмой. "Осаженный" на несколько миллиметров шатун и уменьшенная степень сжатия — достаточные основания для уменьшения количества поступающего в данный цилиндр воздуха. Однако форсунка подает топливо в данный цилиндр в том же количестве, что и другие форсунки в соседние цилиндры. Кроме того, с искривленным шатуном и поршневые кольца работают с перекосом. В результате топливовоздушная смесь в цилиндре с укороченным шатуном станет богаче, а нагара на стенки камеры сгорания осядет больше. Это легко увидеть после демонтажа головки блока цилиндров — более темный цвет нагара на стенках цилиндра, "схватившего" гидроудар, скажет сам за себя.

Этих семи признаков более чем достаточно, чтобы уверенно утверждать, что шатун длительное время работал изогнутым — возможно, по причине перенесенного гидроудара. Можно даже примерно определить, когда он произошел, если "отмотать кинопленку" назад, на время, за которое автомобиль прошел несколько тысяч километров. Несмотря на это, время от времени находятся умники, которые упрямо доказывают, что причина аварии — некий производственный дефект шатуна (дефект материала, термической или механической обработки — в зависимости от фантазии "эксперта"), случившийся тысяч через 50-100 после покупки автомобиля. Или наоборот, ищут воду в каналах долго работавшего после гидроудара двигателя. Некоторые изобретают собственные признаки (типа, если гнутых шатунов несколько, значит был гидроудар), или вообще прикрывают свое незнание процесса фразами наподобие "характер, объем и месторасположение дефектов указывают на гидроудар", забывая при этом уточнить и характер, и объем, и место.

Мы же утверждаем, что любые скрытые дефекты деталей двигателя, вызывающие подобные поломки, как правило, выявляются при пробегах до 10 000 км (в редких случаях — до 20 000 км пробега). Если "сталинград" в моторе случился при существенно большем пробеге, можно с закрытыми глазами утверждать, что заводской брак тут не причем. А чтобы установить действительную причину, нужно просто открыть пошире глаза и немного пошевелить мозгами. Только и всего.






1. Признак гидроудара первый — коробление гофров воздушного фильтра.


2. Признак второй — пояс нагара в верхней части цилиндра с кривым шатуном шире, чем в остальных цилиндрах, что даже можно померить.


3. Признак третий — характерная "змейка" на шатуне, потерявшем устойчивость от осевого сжатия.


4. Признак четвертый — перекос поршня в цилиндре:


5. Признак пятый — след от перекошенного поршня в верхней части цилиндра.


6. Признак шестой — диагональный след от перекоса шатунных вкладышей на шейке коленвала.


7. Признак седьмой — обогащение смеси и повышенное нагарообразование в поврежденном цилиндре.



Жек, сочувствую. Звони Сурту, у него в закромах должны быть ништяки.

Может обойдёмся малой кровью, Андрюх !

6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Более подробно по теме...

 

 

Может это и есть малая кровь!

Изменено пользователем Evgen
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ухххх..у нас друг попал на 1.8...заменили двиг..блоку была хана.могу фотки показать.



там вообще поршень разлетелся на куски и осыпался в поддон:)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, я могу сразу сказать, что мне КРУПНО !!! повезло.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Зато сцепу менять легко, так как ещё не менял :tro:



ухххх..у нас друг попал на 1.8...заменили двиг..блоку была хана.могу фотки показать.



там вообще поршень разлетелся на куски и осыпался в поддон:)

А фотки давай, Олег, всем будет полезно ознакомиться

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ок.скину)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Может это и есть малая кровь!

Андрюх! Не раз замечал что берешь огромные мессаги и ответить тыкаешь... почитай даж в правилах есть пункт... 

2.6 Запрещается использование малоинформативных сообщений (флуд), излишнего цитирования исходного текста сообщения, на которое отвечает участник форума (оверквотинга). 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Андрюх! Не раз замечал что берешь огромные мессаги и ответить тыкаешь... почитай даж в правилах есть пункт... 

Жень это все долбаный айпад.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстате после 100тыс пробега на заводском GM 5w - 30 потроха как новые. Если кому интересно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстате после 100тыс пробега на заводском GM 5w - 30 потроха как новые. Если кому интересно.

есть заводской шатун z20leh если нужен

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А почём можно его приобрести?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

тоже есть в мск

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вопрос - можно обойтись заменой одного шатуна? если всё остальное ( цилиндры, поршни, кольца, коленвал ) и сответственно другие шатуны в норме?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

надо по весу смотреть

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

надо по весу смотреть

Проще на н-образные поменять?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

на сток блоке особого смысла не вижу

ЗЫ:у меня комплект шатунов есть,с одного мотора

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жень это все долбаный айпад.

:rolleyes:  понятно

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстате после 100тыс пробега на заводском GM 5w - 30 потроха как новые. Если кому интересно.

сколько вскрывали моторов на этом масле все в отличном состоянии, **хер ы по 300 400 тыщ пробега...

 

по теме: надо все померить цилиндры и т.д. и решать что делать, что менять.. если задиров нет, то уже хорошо...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всё отлично, всё промеряно, задиров нет, колено полирнули, на цилиндры нанесли сетку, перепальцевали на исправные шатуны, поршни остаются сток, вчера куплены прокладки и всякая мелочёвка, завтра начало сборки!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ну отлично! аккуратней езди теперь!!! поздравляю что решение не сильно затратно и блок цел!!

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Итак, вчера завёлся, всё отлично, выражаю огромную благодарность OPC клубу за помощь и поддержку  :opc: , а конкретно :

Бошину, Зёбре и Сурту, за быстрое приобретение запчастей по низким ценам  :respekt: ,

Ну и конечно моему другу и товарищу Максу (818 fox), который помогал в сборке и разборке двигателя :3_2_8: .

В общем  :opc:  - СИЛА !!!

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

поздры :3_2_8:  :3_2_8:  :3_2_8:

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас