Перейти к содержанию
Авторизация  
Sport

Прикладная маскология

Рекомендуемые сообщения

Sport

"Мой юный читатель! Конечно же, ты ходишь в секцию ракетомоделирования, и тебе интересно, почему же русские инженеры ржут аки кони с этого канадского поца Илона Маска – в инженерном смысле, а не в смысле ловкого жулика, по плечо запустившего Невидимую Руку Рынка в американский бюджет. (И оставался бы он в американском бюджете, как и его покровители из Конгресса, и бог бы с ними, с голубыми (во всех смыслах) воришками, но мы поговорим о, собственно, инженерных нюансах, о которых не принято помнить в эпоху квалифицированных потребителей).
Сначала скучно.
Ракетостроение, как отрасль машиностроения, вбирает себя знания и технологии металлообработки, материаловедения, приборостроения, математического моделирования, дефектоскопии и проч., каждый писк в этой индустрии защищён патентами, зачастую зонтичными, все детали, узлы и изделия многократно испытываются на сверхдорогостоящих стендах, со своими требованиями, ограничениями, допусками и посадками, эти знания накапливаются годами и десятилетиями, весь этот комплекс стоит даже не сотни миллиардов, но триллионы долларов, государственные триллионы, триллионы из кармана американского народа.
Но если у вас, как государственного лоббиста, есть триллионная НАСА, которая, как государственная организация, подотчётна куче строгих докторов-аудиторов, а воровать вам ну очень-очень хочется, то надо придумать какой-то сверхдорогой проект, который, как жабу через соломинку, можно будет раздувать на бирже, попутно выкачивая деньги из бюджета.
Для этого вы:
- нанимаете болтливого чувака с блестящими глазами,
- нанимаете команду пиарщиков, дезигнеров и прочих сколь энергичных, столь и беспринципных,
- регистрируете частную компанию в Калифорнии, причём эта private company не обязана раскрывать нюансы своего финансового здоровья (гыгы),
- сливаете в эту шарагу: патенты, технологии, готовые проекты, техническую документацию (тысячами томов и сотнями тысяч чертежей – но поскольку это есть самая бесстыжая приватизация государственной интеллектуальной собственности на сотни миллиардов долларов из народного кармана, то вы объявляете болтливого чувака супер-пупер Изобретателем) и готовые трудовые коллективы настоящих изобретателей (это важно – целыми командами) напрямую из НАСА,
- проталкиваете через Бюджетный комитет Конгресса идею, что таким образом вы снижаете нагрузку на бюджет НАСА, особенно на его пенсионные статьи (мы же помним, что персонал НАСА – самые крутые инженеры – постепенно стареет?),
- вы обеспечиваете новорождённой шараге техническое, технологическое, патентное сопровождение, подключаете военных, разведку и контрразведку, затыкаете рты сотням и тысячам владельцев патентов, вы затыкаете рты десяткам и сотням журналистов, которые внезапно понимают, куда лучше никогда в жизни не пытаться «копать», иначе уволят нахер с волчьим билетом, вы подключаете к Гениальной Компании Уникального Вдруг Внезапно Из Ниоткуда Возникшего Гениального Изобретателя десятки и сотни первоклассных медиа,
- вы обеспечиваете Уникальному Гениальному Коллективу Молодых И Дерзких десятки и десятки заказов на рынке спутниковых услуг (ага, каждый, любой желающий может зайти туда, где пасутся четырёхзвёздные генералы и загорелые конгрессмены с благородной сединой),
- вы договариваетесь с биржевиками, брокерами, рейтинговыми агентствами, банкирами, со всей этой волчьей стаей, чтобы они «куда надо смотрели, а куда не надо не смотрели, снег башка попадёт, совсем плохо будет, докторов пришлют, из окна можно случайно выпасть, подавившись маслинкой, изнасиловать в полёте горничную – услуги джеймсбондов на выбор»,
- но вы же не можете развернуть производство ракет непосредственно на мощностях НАСА, поэтому вы помогаете новоиспечённой команде найти заводы (целую кооперацию – это десятки и десятки частных, полу- и полностью государственных компаний, зачастую из ведомства Пентагона) с аэрокосмическим бэкграундом, где можно будет клепать ракеты по проектам, слитым (безвозмездно, т.е. даром) из НАСА),
- и – вишенкой на торте – вы всем обещаете, что вы не просто делаете ракеты (это же может делать НАСА – и ради чего городить огород?) – вы обещаете, что вы делаете Уникальную Программу, ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ!!11одинадын – многоразовые ракеты с посадкой на планету Земля! Ура, победа, Голливуд ловит множественные оргазмы.
Если вы это всё можете провернуть в течение нескольких месяцев, то вы – из команды хозяев Америки, не меньше. Итак, всё готово к разводу лохов, все готовы, заряжены, разряжены и возбуждены.
Но это же, мать их, ракеты! Это же факиншит, планета Земля! А на ней гравитация, законы природы и разные мелкие инженерные ограничения.
Какие же?
Это геостационарная орбита, куда надо «вешать» спутники.
Это орбита МКС, куда пролоббирована (ну, это же каждый может, да?) доставка грузов грузовиками и, в перспективе, астронавтов – живых человеческих людей. (При этом государственной НАСА предложено покупать услуги частной private company, которая – см. выше – не обязана отчитываться о структуре финансовых потоков, акционерах и проч. – какая прелесть, не правда ли?).
Это габариты и средняя масса телекоммуникационных и военных спутников - несколько тонн, как минимум (не микроспутниками же заниматься? Все серьёзные люди, работаем по-серьёзному).
Следовательно, от забрасываемой орбитальной массы на геостационарную орбиту и от массы грузовиков (и кораблей с людьми) выплясывается энергетика ракеты.
Естественно, что вы не можете просто из кармана достать готовый насовский двигатель, потому что все удивятся – а в чём же уникальность и изобретательность? Поэтому вы у себя в кармане случайно находите отработанные насовские чертежи старого движка от американского лунного посадочного модуля (кто сказал – патенты? кто сказал – стенды?) – и берёте этот движок в качестве основного маршевого. Но таких маломощных движков нужно много, девять штук на старте – но вы громко кричите, что это Прорыв в Будущее – и пипл хавает.
Естественно, что технология мягкой посадки на планету отработана уже более 60 лет, поэтому вы берёте те же идеи из лунного посадочного модуля, и приделываете посадочные опоры к ракете. Но тут начинается инженерный анекдот – нормальные одноразовые ракеты достигли такого совершенства, что стенки их конструкции настолько тонки, насколько возможно, поэтому нормальными инженерами учитывается даже упрочнение материалов при заливке баков жидким кислородом. А вам говорят, что к этим тонким стенкам просто невозможно присобачить посадочные опоры – поэтому нужно городить опорные пояса, утолщения по всей обечайке, упрочнение конструкции, ставить приводы для «ног» - а это всё тяжело, это всё конструкция, сопромат, и постоянное утяжеление конструкции, и совсем не так, как на красивой презентации, которую вы показывали в Конгрессе (или не вы, а ваш загорелый покровитель с благородной сединой – и зачем ему эта вся головная боль? Решай, деревенщина, тебе деньги дали!) – и вы раком ставите уникальные (я не шучу) инженерные коллективы (которые вам дали, как рабов, скопом) – и они делают невозможное – отрабатывают несчастные раскладные посадочные опоры, делают это прекрасно, как могут настоящие американские инженеры… но вся подлость ещё не закончилась.
Естественно, что для мягкой посадки ракеты вам нужно много топлива и окислителя – это та самая «мёртвая» масса, которая бесполезна для вывода спутника на орбиту, но вам надо возить эту тяжесть, чтобы гарантированно посадить вашу ракету на платформу в океане (тут вы орёте диким криком, потому что на каждый лишний килограмм конструкции вам надо брать дополнительное топливо – или уменьшать заявленную, обещанную орбитальную массу).
Естественно, что, имея лунные технологии, кучу лунных двигателей, вы пытаетесь хоть как-то сэкономить на конструкции. Самое главное – вы не можете производить свою ракету на самом космодроме – там банально нет этих факиншит технологов, рабочих, сварщиков, металлургов, слесарей и всего этого сброда, который хочет есть и трахать баб, поэтому вы, стараясь хоть как-то сэкономить, должны доставлять ракету по частям на военную базу Вандерберг (кто сказал – Пентагон?) – а как это сделать, кроме как по железной дороге??
И тут вступает в действие Его Ужасное Величество – Железнодорожный Габарит. Вы не можете поменять мосты, переезды, контактные линии по всей протяжённости трассы от завода до стартового комплекса, поэтому вы обязаны вписать конструкцию в максимальный габарит 3.7 метра.
ТРИ ЦЕЛЫХ СЕМЬ ДЕСЯТЫХ факиншит метра. Это всё, что вы можете. Понимаете? Вы, властелин США, раком поставивший всех, вынуждены считаться с железнодорожным габаритом.
Оу Кей, ковбои, так что же получается с нашими девятью «Мерлинами» и железнодорожным габаритом 3.7 метра? И тут получается дикий, липкий ужас инженера – чтобы запихнуть столько топлива и окислителя, чтобы вам вытащить на орбиту обещанный груз, вам нужно сделать ракету высотой… высотой… (поднимите расчётчицу, она некрасиво валяется в обмороке) – 70 (прописью – СЕМЬДЕСЯТ) метров.
Вам дурно. Вам реально дурно – при диаметре 3.7 метра вам нужно обеспечить полётную прочность «макаронины» длиной 70 метров (делим 70 на 3.7 и получаем отношение 18.9 – один к девятнадцати!). Самое страшное – вам надо обеспечить устойчивость первой ступени этой «макаронины» на платформе в океане (кто сказал – волны?!) – колонны, высотой 55 метров, - и удержать её при нормальном бризе (кто сказал – давление ветра?!). Вам очень плохо – вам нужно увеличивать «ноги». Они банально должны быть длиннее. При их габаритах, их нужно делать толще, прочнее (кто сказал – мы режем по массе?!). На каждый лишний килограмм «ног», на каждый лишний килограмм «макаронины» - вам нужно дополнительное топливо и кислород.
Факиншит. Рили факиншит.
Вы пытаетесь улучшить инженерное качество этого макаронного монстра. Вы, совершенно случайно, достаёте из широких штанин технологию переохлаждения керосина и кислорода - так хоть на несколько процентов топлива и окислителя можно больше впихнуть в те же баки - при этом о цене такой технологии вы молчите - это же потери и затраты, это всё стоит деньги, не предусмотренные ни в какой смете, но вам уже плевать на сметы - вам надо служить "макаронному богу" и физическим законам планеты Земля.
Но вы же владелец Америки. У вас болит голова. Ваш клоун прыгает по всем СМИ, а вас спрашивают коллеги из Комитета: «Слушай, Билли, приятель, ну, как там, с дивидендами?»
Неудобно перед пацанами.
И вот ваш инженерный ублюдок, размером с ракету тяжёлого класса, зажатый железнодорожным габаритом, отягощённый «ногами» и мёртвым запасом посадочного топлива, начинает выводить на орбиту (у вас, всё-таки, первоклассные рабы, когда-то работавшие в НАСА) орбитальную нагрузку, которую может выводить ракета лёгкого (ну, хорошо, легко-среднего класса).
Под дружное ржание русских и европейцев. Даже китайцы хихикают.
Но вы же хозяин Америки. И вы, ужаленным койотом, через сотни и тысячи карманных СМИ воете на всю планету Земля, что ваша «макаронина» вот-вот сядет. Она падает раз, она падает два – но вот посадка!!! Вам удалось не уронить «макаронину»! У вас же лучшие на планете программисты.
А что дальше? А дальше – самое скучное – вам надо заново всю «макаронину» дефектовать и обследовать – может ли она, космическая конструкция, торжество материаловедения и инженерной мысли, стартовать ещё раз – надо изучить, как пережил сверхнагрузки, температуры и вибрации каждый элемент, каждая факиншит прокладка, нет ли в каждой детали, в каждом сварном шве микротрещин, нет ли дефектов в каждом информационном кабеле. А у вас – ма-ка-ро-ни-на – с девятью допотопными лунными движками, состоящая из сотен тысяч деталей, узлов и механизмов. И каждый узел должен сработать безотказно – после посадки - и снова работать на сверхперегрузках.
И вы, почти хозяин Америки, гениальный промоутер, раком поставивший сотни тысяч специалистов, – от сраного инженера до четырёхзвёздных генералов, от девки из пиар-службы до ушлого банкира из Банка О Котором Лучше Забыть – вы понимаете, что вам надо дотерпеть до конца президентского срока того слишком смуглого парня с усталым взглядом, не получить пулю, не выпасть из окна, не подавиться маслинкой и, боже упаси, не изнасиловать горничную.
А что же ваш бойкий пацан с наглыми глазами? А он сегодня вынужден прилюдно объявить, что удачно севшая ракета – по результатам обследования - непригодна для повторного пуска.
Oh fucking shit...

Florida Today Space
16 мая в 15:20 · 
Upon further review, the recently landed SpaceX rocket suffered "max" damage, according to Elon Musk. He indicated the rocket stage may not be in shape to launch again."

зы. В посте спецы откопали ряд упрощений/неточностей, но общее впечатление - ...!

  • Upvote 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
laudrup

Меня в этом всем проекте доставляла конечная цель проекта— туризм. Сука, туризм. Ни исследования, ни развитие, ни иное общественно полезное действие. Развлекуха для богатых. И все

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
ca rt

Ничего удивительного в этом нет:tr_133:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
x-maks

Вы чего меня пугаете?

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
ca rt

Макс а ты думал Маск все я гуру железный человек? Ога здрасте:tr_133:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Septerra

Тоже ржал с этой хрени, всё думал когда ж народ протрезвеет, ну бред же)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Dubbster

вы еще про поезда сверхзвуковые в вакууме почитайте, РЖД планирует вкладываться:icon_imslow:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Ysts

Прикладная маскология

Остап Петрикович Маск или Илон Мавродиевич Петрик?

Человек не может без веры.
 
Если её отнять, то он начинает судорожно искать новую точку опоры, веруя во что-то другое.
 
Этот естественный механизм давно заметили крупные корпорации и теперь монетизация веры – основной способ стимуляции маркетинга и сбыта.
 
Дело несложное – высмеиванием-враньём убираются традиционные конкуренты в рясах, которые что-то там пищали про духовность, развитие, пользу труда и тому подобное, и подсовывается что-то блестящее, понятное, простое и прикольное. Сразу переносящее самооценку “на уровень выше”. Просто надо верить, что этот уровень есть. Что если раньше бухал водку, а теперь ннннакатываешь вискачок 12ти летний – то это развитие. А если раньше была японская машина, а теперь европейская – то новый уровень. “Я встречаюсь с мужчинами, которые могут позволить себе BMW” – пишут на сайтах знакомств; и что такого в плохо замаскированном ценнике, если типовой “мужчина, который может позволить себе BMW”, для этого её себе и “позволил”?
 
До блеска (запатентованного и сертифицированного) эту тему в потреб.секторе довёл Стив Джобс. Не, конечно, всё это было и до него – но довести до секты “Выйдет новый товар компании Х и я его куплю любой ценой, потому что я достоин, потому что это будет новый уровень жизни, господи какое же счастье обладать мечтой” миллионы людей – всё ж надо уметь. Годами “вот новый телефон – это новый уровень в жизни, вот-вот изменится”. Что с 1го на 2й, что с 3го на 4й, что с 6го на 6S. Вот-вот изменится, да.
 
Вложить в цену товара несколько сотен долларов за “Вы покупаете сопричастность к гениальности, к роскоши, часть нашей души, которую мы с дрожью вкладываем в каждый штрих” и тому подобное – выгодно, как выгодна любая торговля воздухом. Энди Таккер продавал “невзрывающийся песок” для керосиновых ламп – что ж, развитие не стоит на месте, теперь продают ощущение сопричастности к невзрывающемуся песку, а из-за горизонта появляется кредитование рисков снижения сбыта ощущения сопричастности, а также страхование этого кредитования.
 
Одним из эксплуатирующих подобную тему является известный шоумен Илон Петрикович Мавроди, в оригинале “Маск”.
 
Вокруг его шоу-программ образовалась достаточно плотная секта верующих, которые малограмотны технически (сейчас таких называют техногиками – т.е. теми, кто интересуется, но не в теме), но активны в части рекламы и пиара. У них есть некий фиксированный перечень постулатов – типа “всё, что делает Маск – успешно и хайтехово” – которые не обсуждаются критически, т.е. вот вообще – поэтому данную секту в последнее время принято показательно чморить. Это несложно, потому что они глупые.
 
Учитывая то, что память сейчас у людей стала совсем краткой, я заметил, что все фантазии членов данного кружка крутятся вокруг нескольких ключевых тем – что ж, можно свести всё это в одну статью. Показательную – про то, как выгодно имитировать хайтех.
 
Меня часто обвиняют, что я пишу необъёмные совершенно по масштабу тексты – ОК, в этот раз всё будет относительно компактно и скупо на эпитеты.

Миф про PayPal

Краткая суть: “Один из удачных проектов Маска – то, что он в одиночку создал PayPal”
 
Факты, однако, куда как прозаичнее.
 
Компания PayPal создана в декабре 1998, и называлась она тогда Confinity. Изначально компания планировала писать софт для наладонников. Основатели – наш соотечественник, советский еврей Max Levchin, а также Peter Thiel, Luke Nosek и Ken Howery.
 
PayPal же был придуман внутри Confinity в 1999м как сервис для быстрого перевода денег. Под эту задумку были взяты деньги у инвестора, BlueRun Ventures.
 
После появления толстого инвестора и по его совету начинается покупка аналогичных стартапов (стандартный ход). И один из таких стартапов – убыточный на тот момент X.com, который хочет быть онлайн-банком. В X.com вложено 10 миллионов баксов, но он сидит в убытках, бизнес не идёт. Там работает И.Маск. Маск приходит в Confinity, рисует ослепительные перспективы, и его стартап покупают в числе пачки других, а его ставят заниматься рекламой-маркетингом.
 
Ещё раз – покупают оптом. Эта методика известна – так, например, работает фирма Cisco, которая за год делает множество поглощений – т.е. рынок просто зачищается от потенциальных “подрастающих” конкурентов, плюс скупаются на корню перспективные наработки. Да, дорого – но что-нибудь да выстрелит – а если так произойдёт, то успешное срочно переименуют в Cisco. Чтобы потом люди восхищались “сколько у них наработок и изобретений”. У них – деньги.
 
Итак, фирму Маска покупают оптом вместе с другой мелочью, а его ставят не на техническую, а рекламную позицию. Сейчас, знаете, есть такая штука – евангелизация технологий – когда технарь подменяется шоуменом (есть, конечно, исключения, но они вымрут естественным путём, т.е. за шоу платят больше, чем за технологии) – вот, тогда такой термин не был раскручен, но суть та же.
 
По итогам технологии от X.com в пейпале не используются, но долю акций Маск, как руководитель поглощённого предприятия, имеет. Единственный актив – бренд X.com – быстро заминают, потому что после опросов выясняется, что пользователи его не с банком ассоциируют, а с порноресурсом.
 
И после, когда PayPal поднимается и раскручивается, его уже покупает задорого (полтора миллиарда) eBay. И вот после всего этого долю в PayPal Маск продаёт. За большие деньги – ну так бум доткомов начала нулевых и всё такое.
 
А теперь сравните это с “Илон Маск в одиночку создал с нуля PayPal, вот это да, что значит – гений, изобретатель, технарь”.
 
Перейдём от недавней, но уже истории, к современности.

Автомобили Tesla

От плотности мифов тут в глазах рябит – всё “уникальное, высокотехнологичное, американское, продвинутое, сверхуспешное” и так далее. Всё, безусловно, придумал и разработал лично Маск.
 
Реальность проще.
 
Фирма Tesla Motors основана в 2003 году двумя людьми – Martin Eberhard и Marc Tarpenning. Они и придумали концепцию “электрический спорткар”. Никакого Маска рядом не было. Маск появился позже, как один из представителей инвесторов. Продукт в этот момент был уже разработан.
 
За 13 лет (!!!) эволюции Tesla выпустила несколько моделей, различающихся дизайном и салоном. Техническая часть не меняется, своих разработок Тесла не ведёт. В качестве батареек используются китайские элементы 18650, на которых бегает весь китайский электротранспорт – от скутеров до автобусов. Это стандартные элементы на 3.7В, визуально похожие на пальчиковые батарейки. Из них набираются батареи с нужными параметрами – например, у скутеров это блоки по 12 вольт и 12 или 20 ампер-часов (например, такие ). Тесла покупает их оптом у Panasonic, а он размещает заказ в Китае. Своего производства что у Теслы, что у Панасоника – нет. Никаких “специальных секретных батарейных модулей” тоже нет, у Теслы нет патентов, связанных с техническими решениями в части батарейного модуля. Контроллер у батарейного блока разработан в Шеньчжене – и, кстати, по мотивам такого же у китайских электроавтобусов. По сути, Тесла просто покупает то, что придумали и внедрили у себя китайцы, поэтому в части технологий Тесла вечно догоняющая – у неё будут в новой модели те батарейки, которые в скутере за 1200 юаней у китайского продавца лапши уже полгода как работают.
 
Вот, например, обычное электротакси из Шеньчженя – ни элитарной сверхстоимости, ни пиара. Работает целый день, стоимость проезда небольшая. У него, что удивительно, батарейный блок той же ёмкости, что и у Tesla – на 85 киловатт-часов. Хотя разработан раньше. Видимо, совпадение. И никаких мифов про “уникальную укладку и упаковку батарей, дорогую патентованную”, да.
 

Китайское электротакси в Шеньчжене
(изображение ‘Китайское электротакси в Шеньчжене’, кликните на картинку для увеличения, оригинальный размер 4000 px на 3000 px)

 
Моторы для Теслы также делаются в Китае – отдельно ротор, отдельно статор, Тесла просто ставит на них свой лейбл (см. http://www.cens.com/cens/html/en/news/news_inner_43640.html , “Fukuta Elec. & Mach. Co., Ltd. is the only Taiwanese supplier of the motor on the Model S featuring high-conductivity die-cast copper rotor for higher efficiency, lower power consumption, compact size and lighter weight”). Это “сложное” действие выгодно – оно позволяет “честно” поставить местом производства США, и ввозить моторы по тарифам для комплектующих, а не для готовых изделий (другие пошлины). Часто, кстати, используемая схема при имитации локального производства – упомянутая выше американская фирма на букву C так в Зеленограде “локализовывала” производство защищённых маршрутизаторов – ввозила маршрутизаторы как комплектующие, а на “месте производства” вставляла в них модуль с поддержкой российской криптографии, и всё сразу волшебным образом превращалось в “локализованное производство российских маршрутизаторов”.
 
За почти полтора десятка лет Тесла понаделала кучу патентов, но все они, если посмотреть, связаны с дизайнерскими или оформительскими решениями. Т.е. рассказы про “двигают науку, вон какая капитализация, всё за счёт уникальных технологий” по факту описывают многочисленные патенты “форма крыла” и “цвет пластика у выдвижной ручки”. С этим связана комичная история – в 2014м году, в целях раскрутки и пиара, Маск заявил о том, что “дарит миру все уникальные технологии Теслы”. Креативный класс пустил слезу и оставил тысячи комментариев “господи как он велик он наш бог какое счастье жить на одной планете с таким уникальным гением миня аж трисёт до дрожи”, и на этом всё закончилось.
 
Ожидалось, видимо, что “ну раз опубликовали такие уникальные патенты, то вот сейчас вал аналогов Тесл начнётся”, потому что предполагалось, что это как раз некие Уникальные Технические Патенты – а ничего не произошло, потому что патенты эти, по сути, после публикации дали любому возможность сделать такой же багажник, как у Теслы, или такую же обивку в салоне. В части техники Тесла как была догоняющей, так и осталась – запатентовать китайский движок она не может, свой разработать – тоже. Такой вот “технологический прорыв”, да, и “если у них патенты оцениваются в миллиарды, то это значит что они гении”. Это значит лишь то, что некий аудитор прикинул, сколько денег может в теории недополучить фирма, если вдруг из-за появления конкурентов сбыт упадёт, например, до нуля. Получилась огромная (и чисто теоретическая) сумма, эту сумму прикрепили к патенту “дверная ручка с кнопкой прикольной формы”, и если кто-то захочет купить этот патент – то он должен заплатить такую вот сумму. Просто никто не хочет, смысла-то нет никакого. Поэтому сумма есть, патент есть, а вот что к технологичности, что к продвинутости – никак не относится, вообще нет связи – что в 1 миллиард ручку эту оценить, что в 100 миллиардов.
 
Перейдём к вопросам экологичности.
 
Экологичность сейчас – это такая штука, которая позволяет продать ненужную вещь не просто дорого, а очень дорого. В варианте с Теслой это ещё и повод получать дотации – притом сразу с двух сторон, и на электричество для зарядок, и на машины. Говоря проще, покупая литр бензина в странах, где есть программа спонсирования электрокаров, вы платите за зарядку чужой Теслы.
 
Первый миф про экологичность Теслы – что её зарядка бесплатна, потому что “на крышах зарядных станций солнечные батареи и поэтому можно просто заряжать машины этой же энергией”. У Маска вообще пункт “приляпать на любой рекламный ролик нового чудесного изобретения, существующего только в виде 3D-модели, солнечные батареи.
 
Будучи приглашённым в местную гонконгскую Теслу на презентацию Model 3 и тест-драйв, я уточнил данный момент в деталях. Всё оказалось просто.
 
Суперчарджер, который сверхбыстро заряжает батарейку, кушает 120 киловатт. Таких суперчарджеров по 4 штуки на зарядке. Это полмегаватта. Солнечных батарей, чтобы обеспечить круглосуточную возможность отдавать такую мощность (равно как и батарей, которые можно зарядить, а потом от них запитать суперчарджеры, от которых зарядить машины) просто нет, да и можно прикинуть, какую площадь они бы занимали. Зарядки Теслы подключены к обычной городской сети и платят приличные деньги за потребляемое электричество. Схема “заряжаем свои батарейки а потом от них машины” на зарядках не используется, так как невыгодна (!!! – привет “настенной батарейке Тесла”, про которую далее) – стоимость солнечных батарей плюс аккумуляторов плюс износ плюс обслуживание плюс потери на зарядке-разрядке делают это “экологичное солнечное электричество” невыгодным даже для самой Теслы.
 
Бесплатная зарядка же есть с кучей оговорок, которые делают её не бесплатной вообще. Она есть у топовой Model S, которая стоит больше 100К долларов, при этом надо, чтобы машина была на полном официальном сервисном обслуживании (с некислой ценой за нормочас), чтобы ни разу не была в аварии (т.е. поцарапался – всё), и ещё оплачивается хранение и транспортировка батареи. Классика жанра, в общем. Если сесть и посчитать цену машины плюс ТО, то выйдет, что расходы на “бесплатно подзаряжаемую” будут выше, чем у обычных машин.
 
Можно заряжаться и без суперчарджера, от розетки. Зарядка просит 400V при 32 амперах. Учитывая, что в обычной квартире на входе дай бог 32А автомат стоит, а проводка вообще под 16-25 заточена, заряжаться от “обычной” розетки на 220V просто не выйдет – это будет сверхдолго. Подразумевается, что такая зарядка будет в коттедже, где будет отдельный щиток для этой цели, ну или специальная зарядка на парковке у дома (опять же за деньги). Никакой особой экологичностью тут и не пахнет в итоге.
 
Второй миф про экологичность Теслы – это то, что электрокары снижают выбросы CO2. Нет, выбросы лишь увеличиваются. Разрушение этого мифа крайне опасно для Теслы – во-первых в исследовании по ссылке оказывается, что потребление мощности в рекламе сильно занижается (почти в 2 раза), во-вторых из-за того, что на создание нужного электричества тратится много топлива, теряется смысл “зелёных” дотаций – а без них и так убыточная Тесла будет совсем плохо себя чувствовать. Поэтому идёт массовая кампания “ой да ерунда всё это какая разница главное что не дымит”. То, что рядом при этом дымит в 3 раза сильнее ТЭС – умалчивается.
 
По итогам под маркой Тесла имеем круто распиаренную китайскую электромашину, дорогую в обслуживании. Схема монетизации – “электрический транспорт – это вау-эксклюзив для успешных и неординарных людей, отсюда наценка в сотни процентов за бренд и имидж”. Эксклюзивность, а не инклюзивность, приводит к тому, что априори более дешёвый электротранспорт (в нём банально меньше узлов и компонентов) превращается в фетиш и престижную штучку. Никакого развития, никаких технических прорывов нет – фирме 13 лет, за это время ничего, кроме редизайна, не сделано. Провал 2014го года с “открытием миру уникальных технологий” наглядно показал, что за роскошной дверью Буратино ждал пыльный пустой чулан.
 
Финансовая сторона вопроса ещё более уныла – несмотря на гос.дотации, несмотря на льготы на электричество для зарядок, несмотря на дотации покупателям машин, Тесла убыточна и работает в минус, тратя деньги инвесторов. Маску не удалось ни совершить технологический прорыв, ни создать финансово состоятельное предприятие.
 
Перейдём к батарейкам.

Блеск и нищета батареек

Настенная батарейка, которая “экономит”, а то и “генерит” электричество – пожалуй, самый лучший детектор “техногиков”-гуманитариев. Я до её появления всё думал – вот для кого этот спам рассылают, типа “экономайзер электричества! просто воткни в прикуриватель!”? Оказывается, типовой потребитель такой чуши – тот самый “продвинутый техногик, фанатик новых технологий”, не осиливший школьную физику.
 
В мае 2015го, чуть более года назад, Маск провёл презентацию настенной батарейки. Суть его идеи была проста – на стену вешается здоровый бесперебойник, через который запитывается весь дом. К бесперебойнику добавляются генерирующие мощности – или ветряк, или солнечные батареи. Они его постоянно подзаряжают, а он хитро следит за абонентами, и когда надо – подпитывается от общей сети, когда нет – копит. Может даже продавать электричество назад в общую сеть. В принципе т.е. может, да. Может покупать электричество, когда оно подешевле, например ночью.
 
Презентация произвела фурор у жадных инфантильных пожилых детей из офисных кубиклов. Столько “Ну вот теперь Газпрому капец” не было даже тогда, когда ему реально мог бы быть капец.
 
Что же по факту?
 
Вся задумка с настенной батарейкой – это попытка дополнительной монетизации отработавших батарей. То есть в батарейном модуле Теслы куча элементов 18650 – они по разному вырабатывают свой ресурс – поэтому имеет смысл как-то разукомплектовывать эти блоки и куда-то девать батарейки, к примеру, половинной ёмкости (которые потеряли после 2500 циклов свои 20%, а потом ещё 20%, например). Так как Тесла батарейки не производит, то это единственная возможность откуда-то взять много и дешевых “почти работающих” элементов 18650 – ёмкости которых для машины уже не очень, а для настенной батарейки – ОК.
 
В рекламе рассказывалось про то, что будет производиться два варианта батарейки Powerwall – на 7 киловатт-часов и на 10. Ценой в 3 и 3.5 тысячи долларов США. Также использовалась картинка “Красивая Тесла красиво заряжается от настенной батарейки, всё такое белое и технологичное” – впрочем, как зарядить машину, у которой у аккумулятора 85 киловатт-часов от батарейки, в которой 7 или 10 – загадка, которая не дождалась своего исследователя.
 

Машина на 85 киловатт-часов заряжается от одной батарейки на 7 киловатт-часов. Чтобы за угол заехать и застрелиться, наверное.
(изображение ‘Машина на 85 киловатт-часов заряжается от одной батарейки на 7 киловатт-часов. Чтобы за угол заехать и застрелиться, наверное.’, кликните на картинку для увеличения, оригинальный размер 630 px на 293 px)

 
Батарейка обещала отдавать 2 киловатта постоянно и до 3 в пике.
 
Для иллюстрации выгоды демонстрировались, понятное дело, таблички вида “Вот сколько стоит самое дорогое электричество, а вот сколько самое дешёвое ночью, вы только представьте…” и прочая мишура, которую век назад описали Ильф и Петров в бессмертном “Граждане Нью-Васюков ничего не будут тратить! Они будут по-лу-чать!”.
 
Что ж, сразу же после анонса (в котором было обещано начать поставки уже через несколько месяцев), изучив технические характеристики, было выяснено следующее – вся декларируемая схема и финансовая составляющая банально выдумана. Разберём, почему.
 
Указанные технические параметры – что ёмкость, что – особенно! – отдаваемая мощность, не дают никакой возможности эксплуатировать батарейку так, как указано в рекламе. В самом деле, если предположить, что в квартире живёт хипстер с ноутбуком, то такой мощности вполне хватит на ноутбук, модем, лампочку и можно будет включать микроволновку. Но в квартире батарейку вешать смысла нет, т.к. негде поставить генерирующую мощность, поэтому целевая аудитория – это обладатели коттеджей. А там сразу же другой список потребителей – это всякие насосы для воды, камеры слежения, внешнее и внутреннее освещение, бытовая техника (холодильник, стиральная машина, плита, куча мелочи типа чайника, которая, однако, кушает-то по 1.5-2 киловатта), а также кондиционеры, возможно тёплый пол и обогреватели, ну и развлекательная часть из компьютеров-телевизоров-аудиосистем. Всё это по сумме в 2 киловатта никак не влезет, и в пиковые-разовые 3 – тоже.
 
Если же вешать несколько батарей, то это линейно увеличивает стоимость, а также возникают другие вопросы.
 
Например, вопрос безопасности – как литиевые батареи прекрасно горят-детонируют при повреждении, вы можете увидеть на ютубе – и прикинуть, как грохнет блок батарей метрового размера (для детонации достаточно разгерметизации – т.е. например с другой стороны стены кто-то будет неосторожно сверлить). Следовательно, батарею надо поместить в безопасное помещение, с хорошей вентиляцией (т.е. плюс кондиционер, плюс расходы). Далее, на её монтаж нужно разрешение собственника (в ипотечном доме, к примеру, такое опасное оборудование размещать не каждый согласится – а кто согласится, тот увеличит стоимость страховки, чтобы покрыть новый потенциальный риск).
 
Сам по себе монтаж, кстати, отдельная тема – по сути надо переделать всю сеть дома, чтобы все розетки и фиксированных потребителей завести на батарею (или батарейный блок), а также добавить защиту (УЗО те же) и смонтировать новую схему с двумя вводами (от общей сети и от генерирующей мощности). Эту операцию, судя по информации на сайте Теслы, должны были делать некие партнёры – как понятно, в результате цена всего этого от 3 тысяч долларов уходит очень далеко.
 
Также совершенно не учитывались потери на инверторе – для многих верующих в Маска было откровением, что в розетке-то ток переменный, а в батарейке – нет – и что нужно специальное устройство, которое будет делать это преобразование. И что у этого устройства свой КПД – и не особо хороший (вы можете для примера посмотреть блоки питания для компьютеров – там за блок питания с КПД 80+ или 90+ надо будет заплатить в разы больше, чем за обычный). И у батарейки есть КПД – то есть на каждой зарядке-разрядке от общей сети идёт двойная потеря – на преобразование тока и на зарядку-разрядку батареи с не-100%м КПД. И всё это греется, и это надо охлаждать – и на это тоже расход мощности.
 
Чтобы были понятны вопросы про КПД (а то многие предполагают, что во всём американском и технологичном оное 100, а то и более процентов), напомню, что в пресс-релизе настенной батарейки указан КПД в 92.5% у “round-trip DC efficiency”. То есть это без потерь на перевод постоянных 350-450V в переменные 220. Что в сухом остатке при декларируемой постоянной отдаче в 3.3 киловатта будет выражаться где-то в 250 ваттах, уходящих наружу. Немудрено, что в батарее используется жидкостное охлаждение, которое надо запитывать от отдельного источника питания – всё ж греться будет она прилично. И да, эти 7.5% потерь на зарядке-разрядке вы можете вычитать из декларируемой ёмкости-мощности. Т.е. всё это греется, теряет мощность на каждом преобразовании, а в рекламе – теоретический пиковый максимум “на клеммах батареи”.
 
Добивает всё интересная ситуация с гарантией – на батарейку идёт гарантия 10 лет, но именно на батарейку как устройство, а не на батарейные модули. То есть реальный ресурс в плане количества циклов зарядки-разрядки не указывается, и от прямых вопросов про это Tesla уклоняется. Это и понятно – ведь внутри батареи б/у модули 18650 из автомобиля, их реальный ресурс в циклах непонятен, и сами эти батареи под гарантию не подпадают. Логичная схема – вы, когда покупаете, например, телевизор, ведь вместе с ним получаете пульт – но никто ж не говорит, что замена батареек в пульте во время действия гарантии на телевизор – бесплатна.
 
Ну и, конечно же, генерирующая мощность с нужными параметрами – тоже стоит и денег, и нуждается в обслуживании, и грамотном монтаже. Чтобы нормально запитать такую батарейку надо будет иметь внушительную площадь солнечных батарей или ветряк с лопастями метра по 4 минимум – и всё это нуждается в месте на участке (такой ветряк на дом поставить из-за вибрации будет проблематично), и опять платить, платить, платить. Всё по заветам духовного отца И.Маска – тов.Мавроди – лох должен платить.
 
Итог всего этого прост – если заявленные технические характеристики верны, то эксплуатировать такое можно только в загородном доме, притом надо будет несколько батарей, в отдельном помещении, надо будет заказать переделку всей электросети дома, плюс установку-монтаж ветряка или солнечных паналей, плюс инвертор (и всё это должно проводиться сертифицированными и авторизованными дилерами, и оборудование – тот же инвертор – должен быть совместим с Powerwall), и в результате суммарное потребление, в общем-то, только вырастет – ведь в сети появится новая нагрузка в виде батареи, которая будет разряжаться-заряжаться с не100%м КПД, а, следовательно, тратить. Общая сумма мероприятия будет не 3 тысячи долларов, а где-то раз в 10 больше, плюс появится плата за поддержку (замена элементов батареи, обслуживание ветряка). Окупить всё это на разнице в копейки на дневном-ночном киловатте возможно за такое время, которое делает бессмысленным всё мероприятие – ну либо надо усилить потребление электричества, чтобы ускорить окупаемость, но ускорится и износ батареи – про который производитель тактично умалчивает, хотя это интереснейший пункт. Представьте, допустим, что включается чайник (обычный, 2 киловатта). Батарея переключается в режим “срочно отдаём по максимуму”. Чайник вскипает и выключается – батарея переключается обратно в “фоново подзаряжаемся”. Теперь микроволновка – и опять такая ситуация, на минуту резкое потребление, а потом – обратно. Циклы заряд-разряд туда-сюда, ресурс тикает. А ещё и вопросы безопасности – такую штуку в многоквартирном доме не смонтируешь без согласия соседей (кто ж захочет, чтобы с другой стороны стены была такая бомба?), а в частном – без увеличения стоимости страховки.
 
Когда всё это было опубликовано (я сделал развёрнутый постинг примерно с таким же текстом), в качестве комментариев были лишь слёзы “Маск гений, у него всё получится – жаль, что я не могу сдать деньги на эту батарею в этой стране, впрочем благодаря Маску через полгода никакого Газпрома и рашки не будет, тогда такие батареи нам будут дарить улыбающиеся американские солдаты”. Это и логично – сказать-то нечего по существу. Более того, никак не удавалось привести пример сценария, в котором эта мегабатарея окупается. То есть если, например, мы предполагаем, что это большой дом с участком – “там легко поместятся на крыше солнечные батареи, плюс там всегда солнце”, то в этом явно экваториальном или тропическом месте появится крупная статья затрат на кондиционирование, т.е. чем больше дом, тем больше затраты на электричество для обслуживающих его систем. Если дом мелкий – там такое потребление, что на разнице в цене за киловатт окупаться надо будет век.
 
Далее начались интересности.
 
Лохи наперегонки побежали заказывать, гордясь “вот я скоро приобщусь к элитарному электричеству… в батарейку входит такое вот обычное электричество, а выходит такое вот престижное, с закруглёнными уголками, для успешных людей, которые этого достойны”. Маск собрал бабла и первым делом почему-то поменял технические параметры батареек – сообщив, что версии на 7 и 10 киловатт будут с разным количеством циклов зарядки, в частности “у младшей модели будет около 500 циклов”. Что такое около 500 циклов? Это значит, что переделав всю систему электроснабжения в доме, вы через полгода будете вынуждены покупать новую батарею. А то и меньше. 500 циклов – это самые дешёвые китайские 18650е, которые не LiFePo4, а обычные LiFe, их на скутере (у которого 1-2 цикла в день, т.е. на нём ездишь куда-то разово и ставишь на ночь на зарядку, всё просто) убить можно за полгода штатной эксплуатации.
 
Народ удивился, но продолжил ждать. Ведь вот-вот батарейку на стену можно будет повесить и она тебе будет деньги приносить – так в рекламе.
 
Прошли “несколько месяцев” после мая 2015. Наступил 2016й. Тишина.
 
В 2016м году репортёр, используя дрон для видеосъёмки, делает панораму фабрики, на которой должны были “производиться” батарейки Powerwall. Результат удручает – то, что должно было производить “через несколько месяцев после мая 2015, а деньги можно сдавать уже сейчас”, ещё даже не полностью обзавелось крышей. Освоены дотации государства и деньги инвесторов – но ни оборудования в цехах, ни даже законченной “коробки”. Равно как и почему-то нет вездесущих и глядящих с каждой презентации Илона Маска солнечных батарей. И вообще всё как-то выглядит безжизненно. И это февраль 2016го, да.
 
На фоне этого начинаются другие интересные вопросы: Study: A Tesla Powerwall pays for itself after nearly 40 years.
 
Выясняется, что в некоем сценарии “обычного потребления” вся экономия от батарейки, обслуживающей весь дом, составит около 53 центов США в сутки.
 
Как понятно, многотысячные затраты в таких раскладах не окупить никогда – одна только батарейка будет 3.5 тысяч, а рекомендованный и сертифицированный инвертор SE7600A-USS от SolarEdge’s StorEdge будет стоить ещё 3.5 тысячи долларов – даже если предположить что вся переделка электросети бесплатна, монтаж бесплатен, солнечные батареи и ветряк бесплатны, то по 53 цента окупать 7 тысяч долларов можно примерно 14 тысяч дней – ну, если нулевой износ, не падает эффективность батареи, ничего не ломается, охлаждение батареи берётся из космоса, потери мощности на конвертации нулевые, а так-то и поболее. И это – если разница между дневным и ночным тарифом – в почти 5 раз. А если меньше…
 
Этот идиотизм “наша система экономит деньги и электричество – поэтому давайте для примера, чтобы подчеркнуть возможную экономию, увеличим объём потребления электричества, тогда мы будем больше экономить”, кстати, абсолютно привычен на уровне рефлексов у типового потребителя – ему уже объяснили, что чем больше тратишь по карте, тем больше скидка, и он уже к этому привык – так что не смейтесь, это уже не идиотизм, это уже бытовуха.
 
Ситуация накаляется, люди спрашивают “Ну и где наша батарейка?”, и тут Энди Таккер берёт билет на поезд, снимает котелок, достаёт из саквояжа парик, переодевается, и… но у нас не О.Генри, у нас 2016й год, и всё ещё круче.
 
Маск заявляет, что батареи Powerwall ослепительно удачны настолько, что все раскуплены – что ж, тем, кто сдавал деньги на первую версию, надо просто дождаться второй, которая будет в августе! Вам повезло, друзья!
 
Народ начинает тихо офигевать. Народ смотрит на фотки непостроенного завода, на котором в прошлом году им должны были произвести батареи. Народ интересуется, а кто из заказавших получил? Народ задумывается, как так получается, что все записались в очередь, и всё как-то незаметно прошло мимо. Народ интересуется, а как так всё это вышло, если сертифицированных партнёров по установке Powerwall, чтобы с историей успешных инсталляций, не найти. Народ ищет в Интернете отзывы использовавших Powerwall – ну прикиньте, нету их, отзывов. Как так-то? Всё это отметается со смехом “Увидите, всё будет ещё класснее, мы динамичная компания!”.
 

Ослепительно удачна, говоришь?
(изображение ‘Ослепительно удачна, говоришь?’, кликните на картинку для увеличения, оригинальный размер 400 px на 223 px)

 
Тесла, в общем, заявляет, что была поставлена некая партия Powerwall, неким секретным испытателям, которые изумились от гениальности и мудрости решения, но так тихо изумились, что ни-че-го, тишина, и ждите новую версию.
 
В письме акционерам же Тесла прокалывается, что было поставлено “около 2500” Powerwall, притом – вы офигеете! – поставлены они другой компании Илона Маска, SolarCity, для пилотного проекта в Калифорнии, на 500 домов, финансируемого из бюджета штата.
 
То есть производства батарей нет, оно физически ещё не создано. Все сроки профуканы. Видимо, заявленные технические параметры достигнуть не удаётся. Делается следующий шаг – батареи заказываются на стороне (возможно, в Китае), вручную собираются в виде небольшой партии в США и одна компания Маска продаёт их другой компании Маска – с нулевой утечкой наружу информации о фактических характеристиках и данных об эксплуатации. Всё это в рамках освоения гос.средств богатого штата Калифорния, т.е. коммерческая сторона вопроса, всякая там окупаемость и прочее – отсутствует как класс, даже цена контракта неизвестна. И результат – “да, мы успешно сделали батареи, мы победили, у нас всё хорошо, ждите вторую версию”. И таки вы скажете, что Маск плохой шоумен? Ой вей.
 
На данный момент с момента анонса и “через несколько месяцев мы изменим мир” прошло более года. Ситуация не изменилась – завод “вот-вот построится”, батареи записавшимся и сдавшим деньги “вот-вот” начнут поставлять. Двое моих знакомых, проживающих в Калифорнии, и заказавшие себе Powerwall, на день этой публикации получили от Tesla только письмо с рекламой второй версии батареи.
 

Назойливый покупатель приехал за чудом, а чудо, оказывается, ещё не изобрели
(изображение ‘Назойливый покупатель приехал за чудом, а чудо, оказывается, ещё не изобрели’, кликните на картинку для увеличения, оригинальный размер 499 px на 513 px)

 
Да, и ещё – от изначальных двух версий, на 7 и 10 киловатт-часов, осталась одна – поменьше. Десятикиловаттную батарейку с сайта тихо удалили, а батарейка на 7 стала батарейкой на 6,4. Такие действия, как понятно, ещё больше воодушевили внёсших предоплату больше года назад клиентов.
 
Такой вот успешный успех по перепродаже б/у китайских элементов 18650 в красивом корпусе и с обязательной оплатой абонентского обслуживания от сертифицированных партнёров, да. Очередной прорыв, всё такое технологичное, такое успешное, первым в списке достоинств батареи идёт “Beautifully Functional” – ну, вы поняли – а какие закруглённые уголочки и патентованный дизайн, ммм…
 
Поехали дальше. На столе – суп из семи…

Hyperloop

Журнал “Юный Техник” опередил своё время (я ещё помню был такой польский “Горизонты техники для детей” – эх, времена, времена) настолько, что копированием идей из него можно обеспечить себе безбедное существование.
 
Одна из таких идей – что-то типа увеличенной в масштабе пневмопочты, только вместо капсулы с письмом – поезд с людьми, а вместо давления воздуха – электромагниты.
 
Техническая концепция красивая, но упирается в кучу вопросов реализации. Поддержка близкого к вакууму давления в 1/100 атмосферного, в трубе с диаметром в несколько метров, притом при очень сильной вибрации (пролетает многотонная махина со скоростью пули), на протяжении сотен километров – штука нетривиальная. Маглев, в принципе, уже реализован – но опять же стоимость за километр у него огромная. Вопросы безопасности (разгерметизация вагона и все сразу покойники, а также малейшее отклонение от траектории и вылет с трассы), вопросы организации станций – много вопросов.
 
Но это у унылых технарей-реалистов – а мы ж про весёлого динамичного успешного позитивного гуманитария с женским именем Илона.
 
Маск берётся за дело отлично – в 2012 году он сообщает, что вот-вот родится новый тип транспорта. Который затмит Конкорд. Который можно будет использовать на Марсе. Который будет (я понимаю, что дежавю, да) экологичным и дешёвым (???). И в 2013 показывает видеоролик с поездом-в-трубе. На все вопросы – широкая улыбка “Не бойтесь, просто дайте денег”.
 
Никто, в общем, и не боится, всем интересно, что будет, так как метода решения технических проблем, озвученных выше, не приводится.
 
Маск обещает сделать демонстрацию и всё показать. Проходят годы, секта верующих в Маска уже считает, что всё в тайных лабораториях давно работает, и опять ждёт конца мировой энергетики (в этот раз ещё и логистики). Тайные лаборатории на самом деле называются Hyperloop Transportation Technologies (HTT) – и это не фирма, это около 500 инженеров, работающих по схеме частичной занятости, которые раз в неделю собираются на конференции по Skype и обсуждают мысли и гипотезы про будущее Hyperloop. Т.е. скажем честно – это уже выдаёт, что серьёзно вкладываться никто не хочет. В ноябре 2015 наконец-то (три года с начала прошло) начинается строительство тестовой линии, которое планируется к завершению через 32 месяца. Тестовой. Трубы. 32 месяца.
 
Ну а пока это идёт, публике показывают совершенно эпичное зрелище. Состоит оно в том, что по куску железнодорожного полотна в несколько сотен метров едет дрезина. Все аплодируют.
 

Все в восхищении - дрезина ездит! Вот это прорыв! Не зря миллиарды освоены
(изображение ‘Все в восхищении – дрезина ездит! Вот это прорыв! Не зря миллиарды освоены’, кликните на картинку для увеличения, оригинальный размер 523 px на 394 px)

 
Видимо, на видео некий сверхсекретный прорыв, дающий наконец-то объяснения на вопросы вида “как в трубе на сотни километров поддерживать форвакуум” – может, просто не попало в кадр, ракурс был неудачный.
 
Впрочем, это никак не мешает вести активную деятельность по холодному обзвону потенциальных клиентов – вплоть до РЖД. Либерастичная пресса, конечно, пытается выдать это за “тупая рашка пытается как-то хотя бы рядом постоять с гениальным американским хайтехом”, но по факту Маск ищет того, кто впишется в тему – видимо, с учётом освоения гос.бюджета и соответствующего личного интереса, выраженного в серьёзных процентах от суммы. Что ж, идея понятна – не деньги американских налогоплательщиков осваивать на “этот поезд будет нужен на Марсе, когда там будут нужны поезда!”, а разводить на бусы папуасов из колоний.
 
Параллельно с попыткой втюхать за откаты свой неликвид, Hyperloop делает характерные для новой виртуально-всепобеждающей экономики заявления с целью “ну раз ничего по факту показать не можем, то хоть поврём про хайтех, используя узнаваемые у целевой аудитории пожилых инфантильных техногиков образы и бренды”:
http://www.theverge.com/2016/5/24/11750666/hyperloop-transportation-vibranium-carbon-fiber-marvel-comics
 
“On Tuesday, HTT showed off how its construction will use Vibranium, a material made of carbon fiber with sensors embedded in it. HTT claims it is eight times stronger than aluminum and 10 times stronger than steel alternatives. It added that the sensors can transmit critical information regarding temperature and stability wirelessly, so any issues with the capsules can be fixed.”
 
“The capsule will be made with a dual-layer so if one layer breaks, the capsule will still be protected. But the sensors sending over damage information mean that HTT can take a broken capsule out of service immediately.”
 
В русском переводе ключевые моменты статьи выглядят примерно так:
 
> Капсулы для системы сверхскоростных перевозок Hyperloop будут делать из углеродного волокна, которое должно защитить пассажиров от любых возможных повреждений. Как передает The Verge, компания Hyperloop Transportation Technologies (HTT) решила назвать материал для капсул вибраниумом.
 
> Вибраниум – вымышленный металл, из которого сделан щит Капитана Америки, героя комиксов Marvel.
 
> В HTT утверждают, что материал в восемь раз легче алюминия и в десять раз прочнее стальных сплавов.
 
Секретный материал, который спасёт от удара на скорости 1200 км/час и от перепада давления с атмосферного до почти что вакуума, и при этом легче-прочнее, всё это от тайного стартапа, который никогда не занимался материалами. И весь в датчиках внутри. И, как понятно, экологичный и сверхдешёвый. Тут даже стебаться смысла нет.
 
Такой материал не с руками, а с ключицами и куском копчика вырвали бы военные и космическая отрасль.
 
Если бы он был (важная поправка).
 
А заявив всё это, стартап, который с таким-то материалом мог триллионы заработать, почему-то заявил:
 
> В частности, компания планирует разработать приложение, в которое можно будет интегрировать сервисы по вызову такси.
 
А ещё я буду немного шить, да. Т.е. “у нас есть суперматериал со сверххарактеристиками, уникальный и неповторимый – ну а пока поставьте наше приложение для вызова такси”.
 
Другого американского хайтеха у меня для вас нет.
 
На данный момент ситуация стабильна – до следующей демонстрации ездящей по куску рельс тележки ещё больше года, новые рисунки рисуются, новые ролики рендерятся, детские конкурсы уровня советского Дворца Пионеров “Как ты видишь поезд будущего” проводятся, вложений по сути нет. С презентаций и рисунков, кстати, пропали солнечные батареи – тревожный симптом, ведь у всех фантазий Маска солнечные батареи и мантра “экологично, технологично, бесплатно” являются обязательным компонентом. Главный финансовый секрет “Как труба с вакуумом, плюс на маглеве, плюс поезд со скоростью звука, может стоить за километр дешевле обычного железнодорожного полотна” остаётся секретом. Даже понятный для освоения гос.средств США рывок в сторону “Мы раньше в области железнодорожного транспорта отставали от всех, особенно от Китая, а теперь сразу в лидеры рванём!” затих – денег даже под это “восстановление реноме” не дали.
 

Размышления

Американский шоу-бизнес прошёл длительную историю – и на данный момент является важнейшим из инструментов воспитания серой массы американского народа. Нужные фильмы вбивают, например, комплекс неполноценности – что все успешные герои не люди, а или мутанты, или какие-то особенные по рождению – формируется подход “ты сам ничего не можешь, а вот если бы тебя клюнул петух и ты бы стал Человеком-Петухом, вот тогда… а пока сиди и жди, прилетит Супермен и тебя спасёт”.
 
Формирование же образа “Мы всегда, чёрт побери, номер один, мы не лузеры, мы всем надираем задницы и всегда спасаем наши задницы” идёт параллельно – чтобы рядовой американец махал флажком, радовался счастью жить в “успешной” стране и не переживал. Не думал. Знаете фразу – “ну что ты рефлексируешь” – как-то вот так, да. “Вы просто не знаете, как у нас тут весело и ни о чём не надо думать”, как писали в “Хищных вещах века”. Вот чтобы всё было именно так, нужен показательный успешный шоумен, выходящий в свете софитов под визг боготворящей толпы. Оплачивающий своё участие в фильмах (и это даёт результат – я лично видел взрослого человека из крупной московской IT-фирмы, который был уверен, что “Железный Человек” – это документальный фильм про Илона Маска) и оплачивающий распространение слухов про себя.
 
И – что ключевое – собирающий за это зрелище и чувство Сопричастности К Хайтеху деньги со зрителей.
 
Американская классика – “богослужение” с плясками и песнями, после которых надо скинуться крупной купюрой на нужды церкви.
 
Что ж, способы получения дохода у каждого свои. Что никак не отменяет факт, что эта религия “воспевания хайтех-кумиров и их вымышленных святых деяний”, как и любая другая, является противоположностью науке и развитию, и подсовывает яркую и шумную, но лишь имитацию прогресса – впрочем, обывателю ведь нужен хлеб и зрелища?
 
С этим-то всё ОК.
 

Автор

  • Upvote 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Sport

Фейк?

7.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Ysts
12 минуты назад, Sport сказал:

Фейк?

99%, как и все с этой страной

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×
×
  • Создать...